Приключенческие игры в наши дни не так популярны, как в 80-е и 90-е годы прошлого века. А ведь когда-то мы не спали ночами, чтобы разгадать все загадки таких шедевров, как King’s Quest, Leisure Suit Larry, Secret of Monkey Island, Full Throttle, Day of the Tentacle и других замечательных квестов. Сегодня от некогда величественного жанра осталось не так много. Нет, безусловно, по сей день существуют талантливые гейм-дизайнеры и студии, которые не позволяют «квестам» окончательно и бесповоротно исчезнуть. Одной из таких студий является чешская Amanita Design, о новой игре которой я бы хотел вам сегодня рассказать.
Amanita – латинское название мухомора, что делает понятным изображение этого гриба на логотипе чешской инди-студии. Amanita Design была основана в 2003 году дизайнером Якубом Дворски. В 2003 году, будучи студентом Высшей школы прикладного искусства в Праге, в качестве выпускной работы он создал маленькую Flash-игру Samorost («инакомыслящий» — чешск.). В ней забавный человечек, которого Дворски назвал просто «Гномом», пытался спасти родную планету от столкновения с астероидом. Преподаватели немало удивились тому факту, что их студент вместо анимационного или документального фильма представил на их суд интерактивную видеоигру, из-за чего итоговую оценку Дворски снизили до 4-ки. Кстати, вы можете совершенно бесплатно ознакомиться с этой игрой на официальном сайте чешской студии.
Впрочем, заниженная оценка первой игры ничуть не повлияла на решение дизайнера создать продолжение космических приключений Гнома. Якуб основал собственную студию Amanita Design, и уже в 2005 году свет увидела игра Samorost 2 (вы можете сыграть в демоверсию игры здесь), в которой уже знакомый многим персонаж должен был спасти похищенную у него инопланетянами собаку. Игра хоть и была достаточно короткой, всё же получилась намного глубже и качественнее первой части, чем лишь закрепила за Amanita Design звание одной из самых необычных инди-студий в мире. Затем на свет появилась первая полномасштабная игра студии – Machinarium (2009), получившая целый ворох наград от профильных СМИ и игровых критиков. И вот, спустя 11 лет после выхода Samorost 2, Якуб Дворски решает вернуть серию к жизни.
В Samorost 3 космический Гном впервые предстаёт перед игроком в полноценной HD-графике, а продолжительность игры, наконец-то, тянет на полномасштабный проект, а не на получасовое развлечение. Я с большим нетерпением ждал релиза этой игры, ведь каждая новая игра Amanita Design – это невероятное волшебное приключение в уникальной, созданной талантливыми чешскими разработчиками атмосфере. Незамысловатая история Samorost 3 начинается с того, что во двор дома главного героя с неба падает загадочная металлическая флейта. Из старой книги он узнаёт, что флейта принадлежит жителям далёкой планеты, поэтому он решает вернуть её законным владельцам. Но для этого ему необходимо сначала собрать хоть какое-то подобие космического корабля.
Космический корабль, собранный из половины пластиковой бутылки, старой чугунной ванны и гигантского гриба, позволяет Гному перемещаться в космосе между пятью удивительными планетами и четырьмя их спутниками. Игровой процесс со времён двух первых игр серии практически не изменился. Перед нами классическое point and click приключение с множеством головоломок, совершенно необычным визуальным стилем и сюрреалистичной атмосферой, которая чем-то напоминает фильмы Терри Гиллиама и культовую отечественную кинокартину «Кин-дза-дза!». При этом сюрреалистичность происходящего на экране вовсе не отталкивает, как это обычно бывает, а, напротив, очаровывает и не позволяет оторваться от игрового процесса.
Из нововведений в Samorost 3 можно отметить способность Гнома прикладывать магическую флейту к уху и слышать музыку в, казалось бы, обычных вещах. Проиграв услышанную мелодию в ответ, он может общаться с духами, живущими в различных предметах, а те, в свою очередь, помогают главному герою в его приключениях. Также прямиком из Machinarium в игру перекочевала книга с визуальными подсказками. Если вы вдруг застряли и не знаете, как решить ту или иную головоломку, просто загляните в книгу и увидите иллюстрацию, подсказывающую, что нужно делать дальше. Но для того, чтобы игрок не частил с использованием шпаргалки, книга запечатана незамысловатой головоломкой по складыванию узоров из цветных шариков, которую придётся решать каждый раз, когда вы захотите открыть её.
Визуально игра выглядит просто замечательно. Якуб Дворски использует при создании задних фонов игры множество реальных фотографий мха, листьев, травы, камней, коры деревьев, которые затем тщательно обрабатывает в графическом редакторе, анимирует и дополняет нарисованными от руки элементами, отчего игра выглядит как нечто самобытное и не похожее ни на что. На экране столько мельчайших деталей, живущих своей собственной жизнью, что порой ты просто разинув рот изучаешь игровой пейзаж или пытаешься поймать указателем мыши какого-нибудь особенно юркого жука, прячущегося от тебя в листве. К слову, за подобные развлечения игрок даже получает особые «ачивки».
Отдельно мне бы хотелось выделить великолепную музыку и звуковые эффекты. Разноплановый саундтрек не просто сопровождает вас на протяжении всего путешествия, но и является непосредственной частью игровой механики. То и дело вам будут попадаться головоломки, для решения которых придётся повторить последовательность нот, заставить болотных пиявок исполнить для вас «а капеллу», превратить гигантского жука в живой музыкальный инструмент или же набрать вокально-инструментальный ансамбль из шахтёров. Музыка в игре важна не менее, чем то, что вы видите перед собой на экране, поэтому хочется пожать руку разработчикам за то, насколько умело они смогли вплести её в игровой процесс.
Игра не нуждается в локализации для разных стран, так как создавалась с учётом того, чтобы быть понятной любому человеку без слов и текста. Персонажи говорят на вымышленном языке, а чтобы игрок понимал, о чём идёт речь, ему показывают визуальные образы. Подобный подход к гейм-дизайну позволяет распространять игры без каких-либо ограничений и дополнительных трудозатрат со стороны разработчиков. Ещё одна гениальная находка сотрудников Amanita Design, за которую их следует похвалить. В Samorost 3 меня печалит лишь одно – небольшая продолжительность игры. Я пролетел её на одном дыхании примерно за 6 часов, и тут мне внезапно стало невыносимо грустно от того, что столь замечательное путешествие закончилось. Игра доступна владельцам PC и Mac по цене 799 рублей.
Плюсы:
- Потрясающая визуальная составляющая игры, кропотливо созданная от руки.
- Великолепные музыка и звуковые эффекты, интегрированные в игровой процесс.
- Механика игры проста и привычна для поклонников жанра «квест».
- Интересные головоломки, решить которые с наскока получится не у всех.
- Наличие интуитивной системы подсказок, если вы вдруг заблудились.
- Эта универсальная игра понятна игрокам без каких-либо текстов и слов.
Минусы:
- Сюжет игры, как и прежде, крайне минималистичен.
- Слишком короткая продолжительность.
Samorost 3 – продукт уникальный и не имеющий аналогов в игровой индустрии. История маленького Гнома в белой пижаме, путешествующего по бескрайним космическим просторам на гигантском грибе и посещающего фантастические планеты, никого не оставит равнодушным. А великолепное музыкальное сопровождение и уникальный графический стиль придают приключению неповторимый окрас. Короткая продолжительность может кого-то расстроить, но в этом есть и несомненный плюс. Любой хорошей игры не должно быть много, иначе велик риск ею пресытиться. Разработчики из Amanita Design это прекрасно понимали, поэтому и не стали особо растягивать сюжет. Однако хочется верить, что нам не придётся ждать ещё 11 лет, прежде чем мы сможем поиграть в Samorost 4. Ставлю игре 9 баллов из 10 и с нетерпением жду продолжения.